Пуанты — твердые «накладки» на балетные туфли, благодаря которым балерины могут исполнять танцевальные па на кончиках пальцев; балетные туфли.
Пуанты (от франц. la pointe — кончик, острие) — это твердые «накладки» в носочной части туфель, позволяющие балеринам опираться во время танца на кончики пальцев. Также пуантами называют и балетные туфли в целом.
Изначально танцовщицы набивали носки туфель плотной тканью, затем для этого начали использовать круглые, до двух сантиметров толщиной пробки. Но пробка оказалась слишком дорогим материалом, особенно учитывая то, что пуанты быстро истирались, их снова и снова приходилось менять. Поэтому в двадцатом веке пробку поменяли на клей. Такие уплотнения в носочной части позволяли балеринам исполнять фигуры на пальцах, танцуя роли бестелесных фей. Со временем пуанты получили привычную для нас форму.
Балетные туфли делаются не по стандарту, а в соответствие с индивидуальным размером ноги танцора. По этим меркам изготавливают деревянную колодку, повторяющую форму его ступни. Пуанты делаются только вручную. Для начала мастер выкраивает из ткани (чаще всего белого, черного или бежевого атласа) все необходимые детали. Затем из них шьют заготовку. К колодке прибивается прочная подошва из натуральной кожи значительно меньшего размера, чем ступня. После этого на колодку изнаночной стороной наверх надевается заготовка.
Важная деталь балетных туфель — «коробочка», или «стакан», представляющая собой жесткий элемент над опорным пятачком. «Коробочка» изготавливается из шести слоев мешковины и текстиля, склеенных между собой специальным клеем. Деталь вклеивается в носок, после чего быстро, чтобы не испачкать все изделие клеем и не сместить детали, пуант выворачивают на лицевую сторону. После этого на колодке формуется носочная часть. Для того, чтобы пятачок (кружок на острие пуанта) не скользил, его натирают канифолью. Такой же процедуре подвергается и подошва. Затем следует сушка изделий в специальной печи при температуре 55 градусов на протяжении 15 часов.
В конце остается только вставить в пуанты гибкие супинаторы. Готовую пару проверяют простым способом: она должна без поддержки стоять на колодке. Резинки и ленточки балерина пришивает к своим туфлям сама.
В день мастер способен сделать 5-6 пар пуантов. Так как балетные туфли являются главным рабочим инструментом балерины, они быстро изнашиваются. Только за один спектакль солистка может поменять обувь три раза. В обычном режиме балерина кордебалета в месяц изнашивает три пары, солистка — четыре-пять.
Посмотреть и купить обувь для танцев в каталоге компании VZV.su.